|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выставки.
Выставка в Доме Марины Цветаевой при Областной библиотеке.
01. 2003
На выставке состоялась презентация
книги "АЛЕКСАНДР НЕМИРОВСКИЙ. Стихи".
Книгу представлял поэт Александр Чех.
О таких явлениях, как Александр Немировский, трудно писать: в них слишком необычно всё. С различными оговорками люди и события мира культуры так или иначе вписываются в какие-то системы координат, допускают какие-то соотнесения. И благодаря этому, возникает иллюзия "понятности", преодолевать которую не всем "понимающим" и хотелось бы. В этом случае такой возможности нет. Координаты мне хорошо известны. Мы почти ровесники. В начале 80-х я тоже жил в Новосибирском Академгородке и именно в так называемой "верхней зоне". Я не просто интересовался стихами - но считал их главным в своей жизни. Казалось бы, как и других "собратьев по несчастью пера", я мог бы встретить Александра Немировского на том или ином пересечении мировых линий. Этого не произошло: он жил в собственном времени и собственном пространстве. Он провёл на земле двадцать три года - и вполне состоялся как поэт. Такие случаи в мировой культуре известны и непременно единичны. Таким поэтам некогда заводить друзей, некогда печататься (а в те годы путь к печати требовал терпения, прежде всего), некогда даже искать сочувствующих. Их время иного качества и потому имеет иную цену.
- Позвольте,- скажет внимательный читатель,- да в его стихах множество точно увиденных и названных примет действительности, нам с вами хорошо знакомых...
- И да, и нет. Этот поэт поразительным образом увидел некие надвременные черты хорошо нам известного времени. Его Сибирь, его Россия как будто действительно хорошо нам знакомы - но, пожалуй, в них узнали бы своё и сегодняшние двадцатилетние, и те, кто значительно старше нас.
Он жил в своём времени, и откликаться на злобу дня ему было не то что некогда - просто невозможно. Зато, стоя на пороге вечности, он лучше видел неизменные черты
.
- Но, чтобы состояться как поэт, надо овладеть литературным мастерством...
- И это правило не без исключений. Не стихотворной виртуозностью поражают Лермонтов и Рембо; их virtua в другом.
Так и Немировский: по-видимому, он быстро и естественно овладел школой стихосложения; однако, его мастерство пролагало собственный и весьма своеобразный путь. Нечасто прибегая к верлибру, он тем не менее сделал несколько шагов к освобождению стиха в мало кем хоженом направлении.
Скажем, он часто пользовался атрофическим стихом, располагая рифмы свободно, без всякой очевидной системы, и оставляя некоторые строки вообще нерифмованными. А иногда переносил рифму с обычной концевой или нечастой начальной позиции в середину стиха. Ещё своеобразнее замена рифмы большими сонорными или паронимическими комплексами.
Особого внимания заслуживает такой замечательный приём: естественное развитие темы в последней строке стихотворениия вдруг принимает совершенно новое направление, которое словно бы оставляется читателю на собственное рассмотрение...
- Однако же, это останется только игрой слов, если не будет выражать значительный
жизненный опыт.
- Жизненный опыт может значительно превосходить житейский, тем более, что творчество способно не только выражать, но и создавать его. А творческий путь Александра замечателен ещё и тем, что он не ограничился стихами- более того, намереваясь стать художником, он оставил
множество рисунков и живописных работ.
Примеры такого сочетания опять же единичны. Рисунки на полях черновиков Пушкина или Лермонтова, конечно, вносят драгоценные черты в их облик. Аполлона Майкова и Максимилиана Волошина трудно и представить без их живописного наследия - однако в историю культуры они вошли всё же как писатели, так же как Николай Рерих остаётся прежде всего художником, сколь бы ни были значительны его литературные достижения.
Но в случае А. Немировского акценты расставить решительно невозможно: поэзия и изобразительное искусство, отнюдь не дублируя, но дополняя и углубляя друг друга, всю его короткую жизнь идут вместе... Он не наблюдатель - скорее испытатель. В годы, памятные афганской войной, вырождением государственности да скоропостижными сменами генсеков, он всматривался вглубь себя: в самые основы человеческого бытия в мире. И напряженность заданных им вопросов ничуть не ослабела со временем.
Как ни трудно по-человечески смириться с этим ранним уходом, нельзя не признать, что свой путь Александр Немировский прошёл и свой след в российской культуре конца XX века оставил.
Александр Чех
< < Все выставки
< назад |
в начало |
далее >
|
|
|
|
|
|
|