Выставки.
Выставка в Доме Марины Цветаевой
при Областной библиотеке.

01. 2003



На выставке состоялась презентация
книги "АЛЕКСАНДР НЕМИРОВСКИЙ. Стихи".

Книгу представлял поэт Александр Чех.


О таких явлениях, как Александр Немировский, трудно писать:
в них слишком необычно всё.
С различными оговорками люди и события мира культуры так или иначе вписываются в какие-то системы координат, допускают какие-то соотнесения. И благодаря этому, возникает иллюзия "понятности", преодолевать которую не всем "понимающим" и хотелось бы.
В этом случае такой возможности нет. Координаты мне хорошо известны. Мы почти ровесники. В начале 80-х я тоже жил в Новосибирском Академгородке и именно в так называемой "верхней зоне". Я не просто интересовался стихами - но считал их главным в своей жизни. Казалось бы, как и других "собратьев по несчастью пера", я мог бы встретить Александра Немировского на том или ином пересечении мировых линий. Этого не произошло: он жил в собственном времени и собственном пространстве.
Он провёл на земле двадцать три года - и вполне состоялся как поэт. Такие случаи в мировой культуре известны и непременно единичны. Таким поэтам некогда заводить друзей, некогда печататься (а в те годы путь к печати требовал терпения, прежде всего), некогда даже искать сочувствующих. Их время иного качества и потому имеет иную цену.

- Позвольте,- скажет внимательный читатель,- да в его стихах множество точно увиденных и названных примет действительности, нам с вами хорошо знакомых...

- И да, и нет.
Этот поэт поразительным образом увидел некие надвременные черты хорошо нам известного времени. Его Сибирь, его Россия как будто действительно хорошо нам знакомы - но, пожалуй, в них узнали бы своё и сегодняшние двадцатилетние, и те, кто значительно старше нас.
Он жил в своём времени, и откликаться на злобу дня ему было не то что некогда - просто невозможно. Зато, стоя на пороге вечности, он лучше видел неизменные черты

. - Но, чтобы состояться как поэт, надо овладеть литературным мастерством...

- И это правило не без исключений.
Не стихотворной виртуозностью поражают Лермонтов и Рембо; их virtua в другом.
Так и Немировский: по-видимому, он быстро и естественно овладел школой стихосложения; однако, его мастерство пролагало собственный и весьма своеобразный путь.
Нечасто прибегая к верлибру, он тем не менее сделал несколько шагов к освобождению стиха в мало кем хоженом направлении.
Скажем, он часто пользовался атрофическим стихом, располагая рифмы свободно, без всякой очевидной системы, и оставляя некоторые строки вообще нерифмованными. А иногда переносил рифму с обычной концевой или нечастой начальной позиции в середину стиха. Ещё своеобразнее замена рифмы большими сонорными или паронимическими комплексами.
Особого внимания заслуживает такой замечательный приём: естественное развитие темы в последней строке стихотворениия вдруг принимает совершенно новое направление, которое словно бы оставляется читателю на собственное рассмотрение...

- Однако же, это останется только игрой слов, если не будет выражать значительный жизненный опыт.

- Жизненный опыт может значительно превосходить житейский, тем более, что творчество способно не только выражать, но и создавать его. А творческий путь Александра замечателен ещё и тем, что он не ограничился стихами- более того, намереваясь стать художником, он оставил множество рисунков и живописных работ.

Примеры такого сочетания опять же единичны. Рисунки на полях черновиков Пушкина или Лермонтова, конечно, вносят драгоценные черты в их облик.
Аполлона Майкова и Максимилиана Волошина трудно и представить без их живописного наследия - однако в историю культуры они вошли всё же как писатели, так же как Николай Рерих остаётся прежде всего художником, сколь бы ни были значительны его литературные достижения.

Но в случае А. Немировского акценты расставить решительно невозможно: поэзия и изобразительное искусство, отнюдь не дублируя, но дополняя и углубляя друг друга, всю его короткую жизнь идут вместе... Он не наблюдатель - скорее испытатель. В годы, памятные афганской войной, вырождением государственности да скоропостижными сменами генсеков, он всматривался вглубь себя: в самые основы человеческого бытия в мире. И напряженность заданных им вопросов ничуть не ослабела со временем.

Как ни трудно по-человечески смириться с этим ранним уходом, нельзя не признать, что свой путь Александр Немировский прошёл и свой след в российской культуре конца XX века оставил.

Александр Чех

< < Все выставки


< назад | в начало | далее >

© Римма Алексеевна Немировская, 2002-2017
© Александр Немировский, 2002, стихи и графика
© Алексей Никишин, 2002, веб-мастеринг
© ISNik, 2002-2017, идея, наполнение, поддержка и развитие

Яндекс цитирования
Хостинг от uCoz